Главная       Семья       Увлечения       Карьера       Тесты       Гадания       Услуги       Форум               
Семья
Увлечения
Карьера
Услуги
Поиск на сайте
Запрос:

Примеры запросов:
Технологии и продукты Яндекса
партнерские программы
Блог Яндекса

Семья / Семья и школа / Ребенок не хочет учиться: почему?

Разделы «Наши дети» и «Образование» на форуме >>>

Ребенок не хочет учиться: почему?

Ребенок не хочет учиться: почему?

Ваш ребенок вдруг стал приносить плохие оценки, все чаще с утра жалуется на здоровье, не желая идти в школу, домашнее задание делает из-под палки, готов заниматься чем угодно, только не уроками… Вам это знакомо?

Ребенок не хочет учиться. Что делать? Задайте сначала себе вопрос: «Почему он не хочет учиться?». И только потом можно будет понять, что с этим делать.

Почему ребенок не хочет учиться? Причины могут быть разными.

1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ.

Каждому человеку нужна ситуация успеха. Причины нежелания учиться могут быть, как раз, связаны с тем, что ребенок все реже и реже достигает хороших результатов. Ему просто трудно учиться.

Вспомните, как вы выбирали школу для своего ребенка? Не соблазнила ли вас вывеска «лицей», многообразие учебных программ, авторы которых обещали выдающиеся результаты, насыщенное расписание занятий, иностранный язык с первого класса, экспериментальные методики и прочее, и прочее… «А что тут плохого?» - спросите вы. А кто сказал, что это все – плохо? Плохо, если возможности и способности вашего ребенка не позволяют ему выполнить учебные требования педагогов. Ребенок  может стараться, тянуться, но наступает момент, когда он все равно видит, что не справляется. Он все чаще и чаще получает плохие оценки, все реже – похвалы от педагога и родителей. Сколько ребенок будет заниматься тем, что не приносит ему успеха?

«Что же делать?» - спросите вы. Что? Адекватно оценить способности и возможности ребенка и признать, что он не обязан выполнять все ожидания родителей. Не собственные ли амбиции руководили вами, когда вы отдали ребенка в это учебное заведение?  Вы в свое время достигли высот в изучении определенных дисциплин и выбрали  ту школу, тот класс, где этим дисциплинам уделяется усиленное внимание? Но, может, у вашего ребенка способности к совсем иным предметам?

Вполне возможно, что стоит сменить учебное заведение,  перевести ребенка в другой класс, где будут иные требования к уровню его подготовки, где будут сделаны акценты на иных предметах.

«Не хочу я его никуда переводить, у него тут друзья, и школа очень хорошая!», -  возмущенно ответите вы. Это – ваш выбор. Но если действительно в случае с вашим ребенком данная причина нежелания учиться именно эта, то вы будете постоянно сталкиваться с проблемами.  Есть полумеры – наймите репетитора, сидите сами с ребенком вечерами и ночами, пытаясь объяснить ему то, что он не понял на уроках, выполняйте с ним задания, с которыми он не сможет сам справиться. И спокойнее относитесь к его низким оценкам, убеждая, что вы все равно его любите, вне зависимости от того, что стоит у него в дневнике. Успокаивайте тем, что терпение и усердие помогут ему достичь необходимых результатов, помогайте ему во всем. И очень хорошо, если за пределами школы учебные неудачи вашего ребенка компенсируются иными ситуациями успеха – увлечениями, которые приносят ему удовольствие, радость и уверенность в своих силах (спорт, танцы, забота о животных и прочее).

2. Ребенок плохо владеет навыками самостоятельной работы.

Вполне возможны ситуации, при которых ребенок не хочет учиться потому, что не знает как.  «Их же в школе учат», - фыркнете вы. Речь идет о том, что ребенок очень плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых. Пока учительница все объясняет, а в классе сидят еще 30 таких же учеников, ваш ребенок следует указаниями, вписываясь в рамки общих требований. Но вот дома он остается наедине с заданиями и нередко ощущает растерянность. Конечно, он знает, что ему задали, но.. Он не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы, он больше привык делать приятное, и не до конца понимает, что в жизни нередко надо делать просто необходимые вещи. Дело, которое непонятно, как выполнять, нередко кажется неимоверно трудным, непонятным, интерес к таким делам снижается. Наша задача – приучить его к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.

Здесь важен и ваш собственный пример: «Сейчас я до 20.00 приготовлю ужин, потом посмотрю фильм, а после него сразу лягу спать. Давай и ты свои дела будешь делать постепенно – до 20.00 сделаешь потихонечку то, что тебе задано, потом может поиграть, пока идет фильм». Объясняйте ребенку спокойно, что в жизни есть очень много важных дел, которые мы должны выполнять. Приводите примеры людей, которые учились, получили хорошее образование и хорошо устроились в жизни. Современное поколение нередко видит только внешнюю сторону – успех. Но единицы достигли его без усилий. Рассказывайте об этом, обсуждайте.

Настраивайте его на рабочий лад. Договаривайтесь о том, как он будет чередовать учебные дела и неучебные, домашние задания и перерывы для отдыха. Помогите ему приготовить все необходимое для выполнения задания, уберите отвлекающие моменты (игры, выключите музыку, компьютер), посидите какое-то время недалеко, если ему нужно ваше присутствие, попросите рассказать, что от него требуется (проговаривая вслух, ребенок лучше понимает, что будет делать и как, настраивается на выполнение).

3. Отсутствие интереса к определенным предметам.

Бывает, что учитель не смог привить по какой-то причине интерес к своему предмету. Что могут сделать в такой ситуации родители? Это – действительно довольно сложная проблема. Может, педагог смог увлечь предметом всех, но не вашего ребенка. Возможно, отношения с ребенком у учителя не сложились, и это повлияло на отношение школьника к предмету. Бывает, что форма занятий неинтересна. Конечно, непрофессионалам чрезвычайно трудно определить эффективность методики учителя, но кое-что и родители могут тут сделать.

Постарайтесь своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который ему неинтересен. Сейчас очень много различных книг, которые в занимательной форме рассказывают то, чего нет в учебниках. Неинтересна история? Приобретите для ребенка исторические энциклопедии с красивыми картинками и увлекательным текстом, посидите вместе, посмотрите иллюстрации, почитайте пояснения. Выберите интересный исторический фильм, который ваш ребенок сможет оценить по достоинству. Ему неинтересны физика, химия? Поищите книгу, где описываются различные простейшие опыты, которые можно выполнить в домашних условиях, удивив ребенка. Ему неинтересна биология? А вы давно были с ним в лесу? Любовались ли цветами, слушали ли пение птиц? Постарайтесь, чтобы он увидел то, что находится за страницами учебника, то, что скрыто, возможно, за скупыми фразами текста. Поддерживайте всегда его любознательность, рассказываете разные интересные факты. Любознательность будит фантазию, расширяет кругозор, нередко заставляя по новому посмотреть на "ненавистные" школьные предметы.

4. Напряженные отношения с одноклассниками.

Нам, взрослым не всегда видны все подводные камни взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Нередко с нами не делятся переживаниями по поводу конфликтов в школе. Ребенок боится, что мы сделаем еще хуже – например, возмутившись, пойдем разбираться с обидчиками, позвоним их родителям, пожалуемся педагогам и прочее.. И аукнутся ему наши благие намерения и дела. Вполне возможно, что ребенок приучен вами же самостоятельно разбираться со своими проблемами, и не хочет признаться, что решить их не в состоянии.

Психологические состояние ребенка, у которого сложились напряженные отношения с одноклассниками,  очень сильно влияет на его учебную деятельность, на ее мотивацию.  Школа в такой ситуации не кажется привлекательным местом, куда он стремится. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается. Учеба под прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют за неверный ответ, обзовут ботаником в случае успехов.
Попытайтесь все же понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками, помогите ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.

В этой статье мы постарались осветить лишь самые распространенные причины нежелания детей учиться. Думаю, мы смогли вас убедить, что многое – в наших руках. Родители, разобравшись с причинами, зная особенности своего ребенка,  всегда могут найти способ изменить ситуацию к лучшему.

 

Разделы «Наши дети» и «Образование» на форуме >>>


Администратор сайта: adm@3vium.ru    Правила использования материалов сайта
    
Rambler's Top100