Главная       Семья       Увлечения       Карьера       Тесты       Гадания       Услуги       Форум               
Семья
Увлечения
Карьера
Услуги
Поиск на сайте
Запрос:

Примеры запросов:
Технологии и продукты Яндекса
партнерские программы
Блог Яндекса

Увлечения / Путешествия / Одесские прогулки: музей истории евреев Одессы

Раздел «Путешествия » на форуме >>>

Одесские прогулки: музей истории евреев Одессы

Музей истории евреев Одессы

Вы любите музеи? При данном вопросе сразу вспоминаются полупустые залы, пылящиеся под стеклом экспонаты и суровые бабушки – смотрительницы, которые бдительно, как драконы – хранительницы сокровищ, взирают с подозрением на каждого посетителя. Я не очень люблю такие музеи.

Этим летом я попала в музей, который очень сильно отличается от увиденных мною ранее. Узнала о нем давно, но смогла побывать только этим летом, когда приехала к подруге в Одессу. Вооружившись путеводителем, непривычная к одесской жаре москвичка отправилась в путь. Нежинская, 66 – конечный пункт моего маршрута. И вот я у цели – небольшой старинный дом с аркой, маленький дворик… Именно здесь в бывшей коммунальной квартире находится музей истории евреев Одессы «Мигдаль–Шорашим». Моему появлению в сорокоградусную жару безмерно удивились, похоже, и сами сотрудники музея. Пришлось их успокоить, объяснив, что для человека с историческим образованием и жара – не помеха. Небольшие комнатки музея, витрины с экспонатами, приветливая девушка на входе, симпатичный и молодой экскурсовод…

Оказывается, что в 20-х годах XX века в Одессе был музей еврейской культуры. Но впоследствии перед Великой Отечественной войной он был закрыт. Часть экспонатов пропало безвозвратно, часть – осела в Киевском историческом музее, документы и фотографии попали в хранилище Одесского историко-краеведческого музея. Борьба с «космополитами» в послевоенные года, эмиграция евреев отнюдь не способствовали созданию условий для поддержки властью идеи воссоздания подобного музея. Еврейская культурно-просветительская организация «Джойнт» стала инициатором и финансовым куратором идеи возрождения музея в городе. Появились и энтузиасты, которые поддержали эту идею: Анна Мисюк, Полина Блиндер, Александр Розенбойм, Михаил Рашковецкий, Владимир Чаплин, Кира и Велвл Верховские и другие… Большую роль в воссоздании музея сыграла одесская еврейская община. Музей истории евреев Одессы

Данному учреждению помогают обычные горожане, коллекционеры, которые несут сюда остатки семейных реликвий. Маленький штат сотрудников описывает экспонаты, проводит экскурсии, компонует ежемесячные тематические выставки.

Я была единственным посетителем этого музея в те полуденные часы и думаю, что провела там не менее 2 часов. Молодой и весьма обаятельный экскурсовод произвел на меня неизгладимое впечатление. Однако впечатлена то я была именно его рассказом. Все наше общение, по сути, было под девизом: "Как историк - историку я вам сейчас расскажу...." Что я только не услышала там.. Он очень подробно ответил на все мои вопросы.

В Одессе всегда проживало много евреев. В 1798 г. в городе была создана еврейская община и построена синагога. Первым раввином Одессы был И. Рабинович. Около 1800 года в городе была открыта еврейская больница на шесть коек. Росту численности еврейского населения в XIX веке способствовал приток людей из других городов Российской империи, а также из Германии, Галиции. Переселенцы открывали торговые дома, лавки. Прибыльным занятием евреев в тот период была торговля зерном. В 1826 году в городе была создана общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов. Почти все учителя кроме учителя русского языка, были евреями из Германии и Австрии. Впоследствии было открыто отделение и для девочек. В середине XIX века в Одессе работали такие еврейские учебные заведения, как: два мужских казенных еврейских училища, одно женское, 51 хедер, талмуд-тора, пансион для девочек, нескольких частных школ. Созданию еврейских учебных заведений способствовало введение в 1887 году процентной нормы для обучающихся евреев в образовательных учреждениях города.

Отдельная страница истории одесских евреев связана с погромами. Именно Одесса снискал славу первого города России, в котором представители данного народа подверглись погромам (1821; 1859). Экскурсовод рассказывал, что погромы данного периода были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Однако поводы к началу погрома могли быть и абсолютно из другой оперы – например, поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Известно о погромах 1871, 1881 и 1886 годов. Администрация не спешила остановить погромщиков, что привело к созданию движения самообороны. Фотографии участников самообороны можно увидеть в экспозиции музея. 18–20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова.

Перепись 1897 года показала, что в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения). Основные занятия в тот период – торговля ( в том числе экспортные операции – торговля зерном), ремесла (высокий процент еврее был среди портных), банковское дело (из 10 банков 7 принадлежали евреям). Несмотря на большие прибыли в данных сферах, среди еврейского населения было много лиц с низким доходом, именно поэтому так много внимания еврейская община уделяла благотворительности, помощи бедным. Музей истории евреев Одессы

Выходили еврейские журналы и газеты. В 1860 году появился первый еврейский журнал на русском языке «Рассвет». После его закрытия в 1861 г стал выходить журнал «Сион» под редакцией Л. Пинскера, доктора Э. Соловейчика, Н. Бернштейна; с 1869 – 1871 - газета «День»; в 1860–71 годах выпускалась еженедельная газета на иврите «Ха-Мелиц» и приложение к ней на идиш «Кол мевассер». Здесь действовало издательство «Мория», выпускавшее литературу на иврите, сионистское издательство на русском языке «Кадима». В 1917–20 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на языке иврит. Отдельные экземпляры еврейских газет и журналов можно увидеть в музее.

С Одессой была связана деятельность многих писателей и публицистов, поэтов, ученых: Ахад ха-‘Ама, Х. Н. Бялика, М. Дизенгофа, А. Друянова, В. Жаботинского, И. Клаузнера, Э. Левинского, И. Х. Равницкого, Х. Черновица, М. Бен-‘Амми, С. Дубнова.

После октябрьских событий 1917 года, из-за частой смены властей в Одессе в годы гражданской войны, антисемитских настроений некоторых из них (например, Добровольческой армии Деникина), налетов различных банд еврейское население оказалось в очень тяжелом положении. Как раз для борьбы с погромщиками была создана еврейская боевая дружина, которая, просуществовав до весны 1920 года, не допустила погромов в городе.

В 20 – х годах XX века по- прежнему традиционными занятиями евреев являлись торговля, ремесла. Трудились они и в издательствах, промышленных предприятиях.

В связи с политикой пролетарского интернационализма и приоритета классовых ценностей прекратилась издательская и культурная деятельность на иврите, началось наступление на сионизм. Многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В 20- е годы XX века были закрыты все большие синагоги (в том числе Бродская синагога, превращенная в еврейский клуб в 1925 г.); осталось несколько маленьких синагог на окраинах города. Однако почти до конца 1930-х годов именно Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш, который был также основным языком во многих государственных учреждениях. Действовали даже отделения милиции и районные суды с языком идиш в качестве основного, было много еврейских школ, дипломы которых были на двух языках (их можно увидеть в экспозиции музея). В Одесском университете действовал факультет идиш, работали еврейский педагогический техникум и библиотеки, еврейская советская партийная школа, музей Менделе Мохер Сфарима. Существовали и издания на идиш, был открыт Одесский еврейский театр. Однако в середине 30-х годов началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на язык идиш.

Музей истории евреев Одессы С Одессой связана деятельность многих писателей, поэтов: И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. В музее можно увидеть буфет Бабеля - он его оставил когда в Москву уезжал. Часть экспозиции посвящена деятельности П. Столярского, скрипичная школа которого прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве.

История одесских евреев – кровавая страница Холокоста в годы Второй Мировой войны. К моменту оккупации в Одессе находилось 120 тысяч одесситов - евреев (еще 100 тысяч приблизительно успели эвакуировать).. Иногородних евреев было 100 тыс. После освобождения осталось 600 человек. Особенно зверствовали тут румынские части войск вермахта. Воспользовавшись взрывом здания румынской комендатуры, при котором погибло несколько десятком солдат и офицеров, в качестве ответной меры выбрали убийство около 5 тысяч человек, большинство из которых были евреи. Найдены останки тысяч расстрелянных и сожженных евреев, мужчин и женщин, согнанных село Дагоник. Останки около 28 тысяч евреев были обнаружены во рвах после освобождения Одессы – сожжены на артиллерийских складах на Люстдорфской дороге. Печально знаменита деревня Богдановка, где с 20 декабря 1941 года по 15 января 1942 года были расстреляны все согнанные сюда евреи (к середине декабря в Богдановке собрали около 55 тыс. евреев, часть из которых — не из Одессы). С объявлением в декабре 1941 года Одессу столицей Транснистрии была запланирована полная «очистка» города от евреев, создано гетто в Слободке.

Об этом и многом другом рассказывает экспозиция музея. Если вы хотите узнать побольше об истории Одессы, вам непременно надо здесь побывать.

Адрес музея: Одесса, Нежинская,66.

Раздел «Путешествия » на форуме >>>


Администратор сайта: adm@3vium.ru    Правила использования материалов сайта
    
Rambler's Top100